Главная Контакты В избранное
  • «    Июнь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
     

    Не забудьте подписаться на нас!

    Введите ваш email адрес:






  •  (голосов: 2)

    Лао-Цзы

     Опубликовано: 22-05-2010, 23:14  Комментариев: (0)
    Лао-Цзы
    Древнее китайское изречение гласит: «Скромность приносит человеку много пользы, а самодовольство – много вреда». Лао Цзы говорил: «Человек способен отличить правильное от неправильного, если не считает себя всезнайкой. Человек получит всеобщее признание за свои достижения, если не хвастается. Человек способен к большим достижениям, если он не заносчив».

    Лао-Цзы (он же - Ли Эр) - философ, живший в VI в. до н. э. в Древнем Китае. Считается основателем даосизма, хотя в своем настоящем виде даосизм имеет весьма мало общего с философией самого Лао-цзы, настолько последняя подверглась различного рода дополнениям, изменениям и искажениям. Лао-цзы – автор знаменитого трактата “Дао-дэ-цзин”, посвященного выяснению ключевого в философии даосозма понятия Дао. Этот трактат стал каноническим сочинением религиозного даосизма и многократно переводился на европейские языки.

    Лао-цзы родился в 604 году до н.э. в древнекитайском царстве Чу, в уезде Ку, области Ли, в деревне Цюйжэнь, неподалёку от современного Пекина. Согласно преданию, беременная мать носила его в себе несколько десятков лет и родила уже стариком, из-за чего он и получил своё имя Лао-цзы ("Старый ребёнок"). В действительности же его звали Ли Эр.


    Жизненный путь Лао-Цзы

    Получив хорошее образование, он некоторое время занимал должность историка при дворе династии Чжоу и хранителя архивов царской библиотеки - величайшего книгохранилища в Китае. Был женат, и его сын Со служил на военной службе, к которой сам Лао-цзы относился крайне отрицательно. Затем, уже в зрелом возрасте, наблюдая ослабление династии Чжоу и предвидя её последующее падение и крах, Лао-цзы оставил государственную службу и поселился в уединённой пещере в провинции Чжеу вдали от людей и цивилизации.

    Лао-цзы прожил долгую и неприметную жизнь. По словам крупнейшего китайского историографа Сым Цяня (145-86 годы до н.э.), "Лао-цзы был высокого роста, цвет лица - жёлтый, красивые брови, длинные уши, широкий лоб, редкие и некрасивые зубы, четырёхугольный рот с толстыми и безобразными губами." "Жил до 160 лет отроду, благодаря своей святой жизни, согласной с Дао." Конфуций, посетивший Лао-цзы в его пещере во время своей жизни в Чжеу, охарактеризовал его так: "Вообразите себе Дракона, кольцами неизмеримого туловища объемлющего всю Вселенную - таков разум Лао-цзы..."

    Сравнить двух этих величайших китайских мудрецов даёт возможность притча, изложенная в древнекитайской книге "Вёсны и осени господина Люя": некий житель царства Цзин потерял свой лук, но не стал его искать, объясняя это так: "Человек из Цзин потерял, человек из Цзин нашёл - какая разница?!" Услышав это, Конфуций сказал: "Надо лишь опустить слова 'из Цзин' - тогда будет правильно!" А когда обо всём этом узнал Лао-цзы, то добавил: "Надо опустить ещё и слово 'человек' - вот тогда будет совсем верно!" И действительно, если для Конфуция наиболее отвлечённым и возвышенным понятием было "жень" ("милосердие"), изображаемое иероглифом с ключевым знаком "человек", то Лао-цзы поднимался в своей философии до сверхчеловеческого, космического уровня. Его философское учение было непонятно людям, и ещё при жизни он получил прозвище "Тёмный Учитель".

    Посетив как-то Индию, Лао-цзы был настолько поражён глубиной нравственности индусов, что свой родной Китай называл с тех пор не иначе как "страной варваров". В конце жизни Лао-цзы настолько разуверился в людях, что сел верхом на буйвола и отправился куда-то на Запад, да так и не вернулся. А начальнику пограничной заставы, через которую он покинул Китай, мудрец оставил в назидание потомкам свой небольшой труд "в пять тысяч слов" - "Дао-дэ Цзин".

    "Дао-дэ Цзин" или "Трактат о Дао и Дэ" говорит о существовании абсолютного Дао. Дао - предвечное, бесконечное, немыслимое, не имеющее "образа, вкуса или запаха"; никем не сотворённое, оно "само себе ствол, само себе корень"; оно беспристрастно охватывает и вмещает в себя всё сущее, подобно всеобъятному и бездонному небу. По словам Лао-цзы, "когда низкий человек слышит о Дао, он смеётся. Если бы он не смеялся, это не было бы Дао". Познать Дао, следовать ему, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни. Дао - высшее вечное духовное существо - является коренной причиной всего сущего, а человеческие души - эманации (излияния) этого существа. "Дао рождает один. Один рождает два. Два рождает три. Три рождает мириады сущностей." Лао-цзы учил, что душа, незапятнанная грехами, возвращается к своему Божественному началу, а грехи вынуждают её на пребывание в других телах животного мира.

    Дао в трактате метафорически уподоблено воде - подобно ей, оно кажется мягким и податливым, на самом же деле неодолимо. Образ действий, соответствующий дао, характеризуется недеянием (увэй), которое расшифровывается как уступчивость, покорность, отказ от желаний, борьбы, активных действий. Обращенная к правителю, проповедь недеяния означает, что следует отвергнуть роскошь и войну, насилие над людьми и вмешательство в их жизнь. Возглавляющий государство мудрец, преданный недеянию, должен осчастливить народ путём возвращения его к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим до возникновения цивилизации, культуры и морали.

    Лао-цзы проповедовал, что лучший жизненный путь заключается в недеянии, при котором человек покорно следует Дао - естественному течению жизни. "Осуществление недеяния приведёт к тому, что не останется ничего, что бы не управлялось." Или иначе: "Постоянство Дао - в отсутствии осуществления. В результате отсутствует неосуществлённое." (37-й джан) "Человек мудрости помещает свою личность позади, а его личность оказывается впереди. Он отстраняется от своей личности, а личность сохраняется. Именно через отсутствие личных устремлений он способен осуществлять свои личные устремления." (7-й джан)

    "Сердце-сознание совершенствуется бездонностью." (8-й джан) "Стремись к пределу пустоты. Старайся удерживать состояние покоя." "Моя сущность - для того, чтобы созерцать возвращение." "Каждая возвращается, приходя к своему корню." "Приход к корню выражается покоем." "Двигаясь по Дао, способен бесконечно длить. Тело исчезнет, а не погибнешь." (16-й джан)

    Согласно учению Лао-цзы, Дао - это то, чему следуют. Проявляется же Дао через свою потенцию Дэ, и если Дао всё порождает, то Дэ всё вскармливает. "Если вмещаешь полноту Дэ, то приближаешься к состоянию новорождённого." "Ещё не осознаёт единения самки и самца, а в действиях целостен." (55-й джан).

    Если желаешь спастись от катастрофы или разрешить проблему, то лучше всего заранее предотвращать их появление в своей жизни. И тогда не будет трудностей. Для того чтобы излечить недуг, избавиться от болезни, лучше всего быть готовым к ним загодя. Тогда будет счастливый исход.
    В настоящее время люди не обращают внимание на это и не стараются предотвращать, а направляют силы на то, чтобы спасаться. Не стараются готовиться загодя, а пытаются излечиться с помощью лекарств. Потому есть такие государи, которые не способны охранить жертвенный алтарь государственной власти.
    Есть и такие организмы, которые не способны сохранить себя в целости в течение долгой жизни. Таким образом человек мудрости добивается счастья, когда нет еще и предзнаменований. Он избавляется от беды, когда она еще не появилась.
    Ведь катастрофа рождается из мелочей, а болезнь возникает из тончайших отклонений. Люди считают, что маленькое добро не приносит пользы, и потому не желают делать добро. Им кажется, что от маленького зла не будет ущерба, и потому они не стремятся исправиться.
    Если не накапливать добро мало-помалу, тогда не получится великой Потенции. Если не воздерживаться от зла в малом, тогда свершится большое преступление. Поэтому выберем самое важное, чтобы показать, как оно рождается.


    Итак, вот сто болезней:

    * Не зная постоянства, то радоваться, то гневаться - это болезнь.
    * Забывая о долге, стремиться к выгоде - это болезнь.
    * Любя чувственные наслаждения, разрушать Потенцию - это болезнь.
    * Привязываясь всем сердцем, любить - это болезнь.
    * Ненавидя, желать кому-либо смерти - это болезнь.
    * Из-за распущенности и алчности совершать ошибки,не замечая - это болезнь.
    * Хулить людей, восхваляя себя - это болезнь.
    * Все время меняться, потакая самому себе - это болезнь.
    * Быть слишком разговорчивым, любить поболтать - это болезнь.
    * Радоваться, преследуя неправого - это болезнь.
    * Кичась знаниями, презирать других - это болезнь.
    * Пользуясь властью творить произвол - это болезнь.
    * Считать людей неправыми, а себя правым - это болезнь.
    * Обижать, небрежно обращаясь со слабыми и беззащитными - это болезнь.
    * Побеждать людей, применяя силу - это болезнь.
    * Лениться, ощущая свою власть и силу - это болезнь,
    * В речах стремиться побеждать людей - это болезнь.
    * Взяв в долг, не помнить о возвращении - это болезнь.
    * Считая людей неправедными, думать о своей праведности - это болезнь.
    * Прямотой вредить людям - это болезнь.
    * Не любя людей, быть расположенным к самому себе - это болезнь.
    * И в расположении и гневе кичиться собой - это болезнь.
    * Считать других глупыми, а себя мудрым - это болезнь.
    * Сделав достойный поступок, выставлять себя - это болезнь.
    * У известных людей находить недостатки - это болезнь.
    * Сетовать на то, что приходиться трудиться - это болезнь.
    * Иллюзии принимать за реальность - это болезнь.
    * Радоваться ошибкам других - это болезнь.
    * Кичиться перед людьми своим богатством - это болезнь.
    * Будучи высокородным, презирать людей - это болезнь.
    * Будучи бедным, завидовать богатым - это болезнь.
    * Будучи в низком положении, зло говорить о благородных - это болезнь.
    * Клевеща на людей, добиваться расположения к себе - это болезнь.
    * Проявлять себя через свою потенцию-дэ - это болезнь.
    * Достигать успеха, нанося кому-то поражение - это болезнь.
    * Из-за корыстных побуждений нарушать справедливость - это болезнь.
    * Из-за любови к себе не видеть смысла - это болезнь.
    * Сохранять безопасность за счет того, что другие оказываются в опасности - это болезнь.
    * Быть ревнивым - это болезнь.
    * Из-за вспыльчивости вступать в противоречия с окружающими - это болезнь.
    * Много ненавидеть и мало любить - это болезнь.
    * Постоянно обсуждать, что есть правда, а что неправда - это болезнь.
    * Перекладывать ответственность на других людей - это болезнь.
    * Отталкивая суть, привязываться лишь к внешнему - это болезнь.
    * Обсуждать достоинства и недостатки других людей - это болезнь.
    * Считая людей лживыми, верить себе - это болезнь.
    * Помогая людям, надеяться на воздаяние - это болезнь.
    * Порицать человека за то, что он не облагодетельствовал тебя - это болезнь.
    * Поделившись с человеком, раскаиваться в этом - это болезнь.
    * Любить, чтобы тебя увещевали, когда ты сердит, - это болезнь.
    * Ругать и поносить любых живых тварей - это болезнь.
    * Колдовскими приемами причинять кому-либо вред - это болезнь.
    * Поносить и порицать талантливых - это болезнь.
    * Не любить людей за то, что они превзошли тебя - это болезнь.
    * Пристраститься к разным зельям - это болезнь.
    * Если нет ровного состояния в сердце - это болезнь.
    * Возвращаться в мыслях к старым обидам - это болезнь.
    * Создавать много шума по поводу каких-либо способностей - это болезнь.
    * Не воспринимать увещеваний и критики - это болезнь.
    * При помощи официальных жалоб побеждать кого-то - это болезнь.
    * Беседовать с дураком, глупцом - это болезнь.
    * В тяжелой ситуации поступать легкомысленно - это болезнь.
    * Подстрекать к беззакониям - это болезнь.
    * Любить, чтобы тебя считали правым - это болезнь.
    * Много сомневаться и мало верить - это болезнь.
    * Смеяться над сумасшедшими и припадочными - это болезнь.
    * Сидеть развалясь, не соблюдая ритуала - это болезнь.
    * Некрасивые слова и злые речи - это болезнь.
    * С презрением и небрежно относиться к старым и малым - это болезнь.
    * Злое отношение и некрасивое поведение - это болезнь.
    * Все время изменяться, не имея собственного мнения - это болезнь.
    * Быть слишком привязанным к веселью и шуткам - это болезнь.
    * Любить ограничивать людей - это болезнь.
    * Хитрость и льстивость - это болезнь.
    * Желая получить что-либо, добиваться обманом - это болезнь.
    * Быть лживым и нарушать свои обещания - это болезнь.
    * Буянить и бесчинствовать, напившись вина - это болезнь.
    * Ругаться и сквернословить по поводу ветра и дождя - это болезнь.
    * Желать убить за злые слова - это болезнь.
    * Побуждать к прерыванию беременности - это болезнь.
    * Занимая, не помнить о возврате - это болезнь.
    * Вмешиваться в чужие дела - это болезнь.
    * Подглядывать украдкой - это болезнь.
    * Взяв в долг, скрываться от кредиторов - это болезнь.
    * Не прислушиваться к противоположному мнению - это болезнь.
    * Любовь к резким отказам - это болезнь.
    * Настойчиво приставать к женщинам - это болезнь.
    * Из-за старых заблуждений вводить в заблуждение другого - это болезнь.
    * Разорять птичьи гнезда, разбивать яйца - это болезнь.
    * Убивать зародыш, резать плоть - это болезнь.
    * Причинять вред посредством воды и огня - это болезнь.
    * Смеяться над слепыми, глухими и немыми - это болезнь.
    * Побуждать к вступлению в брак - это болезнь.
    * Поучать людей делать провокации - это болезнь.
    * Поучать людей делать зло - это болезнь.
    * Менять свое отношение к попавшему в беду - это болезнь.
    * Желать несчастья, призывать беду - это болезнь.
    * Увидя что-то приятное, желать обрести - это болезнь.
    * Силой отнимать у людей вещи - это болезнь.





    Понравилась статья?
    Не жадничай – поделись ею со своими знакомыми и друзьями!

    html-cсылка:

    BB-cсылка:

    Прямая ссылка:

    Этот материал также можно обсудить и на форуме

    Информация

    Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии к данной статье. Для того чтобы оставить коментарий войдите на сайт как зарегестрированный пользователь, или зарегестрируйтесь.