Главная Контакты В избранное
  • «    Июль 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
     

    Не забудьте подписаться на нас!

    Введите ваш email адрес:






  •  (голосов: 2)

    Новые древние города

     Опубликовано: 10-01-2010, 02:11  Комментариев: (0)
    Пирги, Грависка, Акваросса
    До последнего времени этруски пользовались репутацией одного из самых загадочных народов земли. Они обязаны ей прежде всего своим языком. Несмотря на многовековую работу ученых многих стран, этрусские надписи едва поддаются пониманию. Немалую роль в суждениях об этрусках как о таинственном народе сыграли споры об их происхождении, не стихающие и по сей день.

    Следуя древнему обычаю, этруски строили свои города не у самого моря, а на некотором расстоянии от него. Но каждый из 12 этрусских городов-государств, объединенных в религиозный и политический союз, должен был обладать портом на берегу Тирренского моря. Разведки с воздуха показали справедливость этого предположения. У местечка Санта-Севера были обнаружены контуры каких-то строений, предположительно отнесенных к этрусскому городу Пирги.

    Раскопки, начавшиеся в 1956 году, выявили два храма, расположенных параллельно друг другу, фасадами к морю. Храм бульших размеров, датируемый 480-470 годами до н.э., имел три внутренних помещения для этрусской троицы богов – Тини, Уни, Менрва, соответствующих римским Юпитеру, Юноне, Минерве. Малый храм был построен около 500 года до н.э.

    Остатки расписного барельефа из города Пирги.По соседству с большим храмом обнаружены остатки расписного барельефа. По-видимому, это изображение битвы, в которой участвуют Зевс, Афина и герои античных мифов. Барельеф служит наглядным свидетельством влияния греческой культуры на этрусков. О том же говорят находки расписных ваз с надписями на греческом языке. Любопытно, что само название «Пирги» греческое и означает «башни»!

    В 1964 году было совершено сенсационное открытие, позволившее установить еще одно влияние на этрусков – карфагенское. В пространстве между храмами был обнаружен тайник, и из него извлечены три свернутые пластинки из тонкого листового золота – две с этрусской, одна с финикийской надписью. Рядом найдены бронзовые гвозди с золотыми шляпками. С их помощью таблички прикреплялись к двери или к стене храма.

    Этрусские таблички были прочитаны с помощью параллельного финикийского текста. Оказалось, что это посвящение правителя Цере Тефария Валианы богине Юноне – Астарте. Стало ясно, что Пирги – часть Цере, а именно его порт. Так подтвердился известный из произведений античных авторов факт – существование военно-политического союза между Цере и Карфагеном. Храм в Пиргах имел значение религиозного центра всего церетанского государства и находился под особым покровительством его главы.

    Позднее археологи раскрыли участок мощеной дороги, соединявшей Пирги с Цере и непосредственно подходившей к самому храму. Можно считать, что это не просто торговая магистраль, но и дорога священных процессий, наподобие тех, какие имелись в греческих городах.

    Обстоятельства возведения храмов и постройки дороги могут быть поняты в свете известных нам фактов истории Цере. В морской битве у берегов Корсики (535 год до н.э.) этруски из Цере и их союзники карфагеняне одержали победу над греками-фокейцами. Пленные моряки были доставлены в Цере и там побиты камнями. С той поры разразилась эпидемия, воспринятая суеверными и жестокими этрусками как проявление гнева божества. Не зная, как его умилостивить, цериты обратились к дельфийскому оракулу. Пифия посоветовала приносить фокейцам жертвы как героям и учредить в их честь гимнастические состязания и скачки. Очевидно, возведение одного из храмов в Пиргах связано с указанием оракула. Этот храм был посвящен женскому морскому божеству, известному грекам под именем Левкофеи, и, естественно, находился на самом берегу моря. Дальнейшее укрепление отношений между этрусками и карфагенянами в начале V века до н.э. привело к строительству второго храма, посвященного на этот раз Астарте, карфагенской богине. После строительства этого храма к нему была подведена мощеная дорога. Святилище в Пиргах укрепило свое политическое, экономическое и религиозное значение. Косвенно об этом можно судить по предпринятой в 384 году до н.э. экспедиции тирана Сиракуз Дионисия Старшего, результатом которой было разграбление и уничтожение храмов.

    Видимо, в момент нападения золотые таблички были сорваны со стены и спрятаны до лучших времен. Как это часто бывает в истории, такие времена не наступили. Этрусский город прекращает свое существование.

    У его руин вскоре появляется римская колония, принявшая имя Пирг.

    В 1969 году был найден другой приморский город, Грависка, являвшаяся портом знаменитого этрусского центра – Тарквиний. Уже в VI-V веках до н.э. Грависка достигает расцвета. Это видно по ее длинным улицам, образующим обширные кварталы, частным и общественным зданиям, складам.

    Так же как и в Пиргах, в Грависке было святилище с участком, огороженным стеной. В центре священного участка находился храм с двумя внутренними помещениями для двух божеств. В яме близ храма сохранялись остатки жертвоприношений, сосуды с пеплом животных, бронзовые вертела, на которых жарилось мясо, посвященное богам. Рядом с храмом и внутри него обнаружено множество ваз и светильников греческого происхождения.

    Огромный интерес вызвала находка мраморной колонки с вырезанной на ней греческой надписью: «Я принадлежу Аполлону Эгинскому, меня приказал сделать Сострат».

    Отец истории Геродот рассказал об установлении греками торговых связей с загадочным городом Тартессом, расположенным где-то на атлантическом побережье Испании. Буря занесла корабль самосца Колея за Геракловы Столпы, и он оказался в Тартессе, в то время еще не известном эллинам. Сообщив о большой выгоде, полученной Колеем из торговли с тартессийцами, Геродот добавляет, что еще большую прибыль получил эгинец Сострат. По начертанию букв надписи из Грависок она датируется концом VI века до н.э. – временем жизни известного Геродоту Сострата. Совпадение родины Сострата и места храма Аполлона, которому сделано посвящение, говорит в пользу того, что купец и посвятитель одно лицо.

    Нетрудно объяснить, как Сострат оказался в Грависке. Путь в Тартесс пролег через этрусские порты. Купец с остова Эгина должен был обогнуть Пелопоннес, выйти в Адриатическое море и, следуя вдоль берега южной Италии, выйти в Тирренское море, получившее свое имя от тирренов-этрусков.

    Археология ввела нас в еще один этрусский город, расположенный в глубине страны. Мы не знаем его имени и называем по расположенному по соседству современному поселку – Аквароссой.

    Раскопки шведских археологов, начавшиеся в 1966 году, вскрыли укрепление на изолированном холме. Самое крупное здание города – храм – занимает центральное место. В нем три помещения для трех божеств. Остатки рельефов из обожженной глины датируют храм второй половиной VI века до н.э., когда этрусские государства достигли наивысшего экономического и политического расцвета.

    Самое интересное в Аквароссе – это жилые дома. Раньше ученые могли судить о них лишь по погребальным урнам, представляющим их модели, и внутреннему устройству гробниц. Теперь мы знаем о плане домов, об устройстве их стен и крыш. Некоторые дома крылись черепицей, расписанной фигурами животных или украшенной их рельефными изображениями. Можно удивляться не только мастерству, с которым сделаны эти черепицы, но и их назначению. Ведь рисунки не были видны проходящим по улицам. Ими могли любоваться разве лишь птицы.

    Посейдония – Пестум
    Город этот, расположенный на берегу ослепительно синего залива, получил имя бога морей Посейдона. Его основали греческие колонисты в VI веке до н.э. Уже в V веке до н.э. с кораблей, плывущих в страну этрусков, можно видеть колонны трех грандиозных храмов, равных которым не было и в самой Греции. Недаром эту часть Италии называли «великой Грецией».

    В конце V века до н.э. Посейдония была захвачена и разрушена италийским племенем луканов. Сохранилось известие, что уцелевшие жители собрались в слезах над руинами города. Посейдония должна была впустить в свои стены варваров. Даже имя ее было искажено. Она стала называться Пестумом.

    В конце XVIII века здесь побывал великий немецкий поэт Вольфганг Гёте. «Я нахожусь в совершенно чуждом мире!» – писал он. И действительно: для европейцев того времени строго дорические храмы Пестума были одним из немногих памятников греческой культуры. Никто тогда и подозревать немог, что главные открытия в этом «чуждом мире» еще впереди.

    Несколько лет назад здешний крестьянин наткнулся сошником плуга на каменную плиту и сдвинул ее с места. Открылась подземная камера прямоугольной формы. Блеснули яркие краски настенной росписи. Так была открыта первая из гробниц Пестума. Теперь их известны сотни. Это единственная в своем роде подземная картинная галерея. Там изображены фантастические животные, женщины с погребальными дарами, бег двухколесных и четырехколесных повозок, состязание кулачных бойцов.

    НыряльщикСовершенно неожиданным оказался рисунок ныряльщика с распростертым в броске телом. Пытаясь определить смысл изображения, ученые теряются в догадках. Что это: дух умершего, погружающийся в потусторонние воды? Древнее подводное состязание? Как бы то ни было, перед нами произведение живописи, исключительное по чистоте линий и уверенности красок.

    Сибарис
    О жителя этого города в древности рассказывали анекдоты. Был известен их сборник, называвшийся «Сибаритика». Поговаривали, будто бы сибариты боялись солнца и занавешивали свои улицы полотнищами, дающими тень. Не желая утруждать себя доставкой амфор, они провели прямо в дома трубы для вина. И еще – о, ужас! – они мылись теплой водой.

    Предполагаемое сказочное богатство Сибариса обратило к нему взоры археологов. Но поиски не приносили успеха.

    Лишь 30 сентября 1969 года на пресс-конференции в Риме было объявлено о находке на большой глубине следов жилищ и обломков посуды. Сибарис был найден при помощи новейших методов электромагнитного зондажа в зоне Парко-ди-Кавалло, на поверхности которой расположен театр римского времени. Теперь уже видны стены домов, в которых в VII веке до н.э. жили беспечные сибариты.

    Элея
    В середине VI века до н.э. греческим городам Малой Азии стала угрожать растущая персидская держава. Большинство городов склонилось перед завоевателями. Но граждане Фокеи спустили на воду свои корабли и отправились на поиски новой родины.

    После долгих странствий они высадились в Кампании, где захватили и заселили город Элею. Руины этого города были известны еще в прошлом веке, но раскопки начались лишь лет десять назад.

    Город, окруженный массивной крепостной стеной, располагался на склонах холма. Городские районы соединялись большой дорогой. Поднимаясь на холм, она проходила через великолепные арочные ворота, шедевр гражданской архитектуры греков.

    Архитектурный облик Элеи выделял ее среди других городов Великой Греции. Перед нами типичный малоазийский центр – свидетельство верности переселенцев традициям навсегда покинутой родины.

    Раскопки подтвердили, что Элея был городом высокой культуры, каким он и известен из литературных источников. Обнаружено множество статуй, терракотовых и бронзовых изделий, монет, надписей. Одна их надписей сохранила имя Парменида, основателя процветавшей в Элее философской школы.

    Знаменитые терракотовые маски.Мотия
    Пытаясь колонизировать Италию и прилегающие к ней острова, греки сталкивались с сопротивлением не только этрусков и местных племен, но и выходцев из богатых финикийских городов. Финикийская колонизация предшествовала греческой или развивалась вместе с нею. Важнейшим колонизационным центром финикийцев был город Карфаген, основанный в IX веке до н.э. на побережье Северной Африки, против Сицилии.

    Среди поселений на островах, основанных выходцами с африканского берега, первое место принадлежит Мотии в Сицилии.

    В 1963 году при осмотре руин, выступавших среди полей и виноградников, ученые наткнулись на небольшой четырехугольник земли, прикрытый крышей. Из-под нее виднелись вазы округленной формы и каменные надмогильные колонки. Сразу же стало ясно, что вазы не что иное, как урны, содержащие кости принесенных в жертву богам детей, а надмогильные колонки – это стены, воздвигнутые в память о жертвоприношениях.

    Надо было искать поблизости участок для жертвоприношений, называемый в библейских книгах тофетом. Когда он был найден, из него извлекли немало археологических сокровищ.

    Множество замечательный терракотовых масок. Вот мужская маска со лбом и щеками, прорезанными глубокими складками, глазами в виде лунного серпа и широко улыбающимся ртом. А вот богиня Астарта в парике египетского стиля, подхваченном, повязкой так, что волосы спадают за уши.

    За пределами святилища археологи раскопали карфагенский город, с жилыми домами, храмом, помещениями, где изготовлялись и продавались амфоры.

    Казалось, что может быть фантастичнее идеи «машины времени» – гениальной аллегории, воплотившей вековую мечту человека о бесконечности продлении жизненного опыта. Создатель этой аллегории оказался во многом прав. Технический прогресс открыл перед нами совершенно неожиданные перспективы познания отдаленного прошлого. Археология, вооруженная новейшими способами отыскания памятников, их датировки и консервации, явилась той «машиной времени», о которой писал Герберт Уэллс. Благодаря ей мы совершили путешествие по новым древним городам Италии.

    Последующая римская культура сложилась на основе достижений всех народов Италии, в том числе этрусков, греков и карфагенян.





    Понравилась статья?
    Не жадничай – поделись ею со своими знакомыми и друзьями!

    html-cсылка:

    BB-cсылка:

    Прямая ссылка:

    Этот материал также можно обсудить и на форуме

    Информация

    Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии к данной статье. Для того чтобы оставить коментарий войдите на сайт как зарегестрированный пользователь, или зарегестрируйтесь.